СМИ: «Минтранс России разработал законопроект и определил порядок ответственности за ДТП с беспилотным транспортом»

Минтранс РФ подготовил проект федерального закона, который регулирует правила эксплуатации беспилотного транспорта и распределяет ответственность в случае ДТП. Об этом рассказало издание «Ведомости».

Законопроект впервые закрепляет понятийный аппарат в этой сфере и устанавливает права и обязанности производителей, владельцев, сервисных центров и операторов. В документе прописаны правила допуска беспилотных автомобилей на дороги, требования к операторскому контролю, обслуживанию и ремонту.

СМИ: «Минтранс России разработал законопроект и определил порядок ответственности за ДТП с беспилотным транспортом»

Согласно документу, ответственность за ДТП может нести изготовитель, если причиной стало нарушение правил дорожного движения самим беспилотником. Владелец автомобиля будет признан виновным, если нарушил руководство по эксплуатации или внёс изменения в конструкцию без разрешения производителя. Авторизованный сервисный центр отвечает за последствия аварии в случае некачественного обслуживания или невыполнения обновлений программного обеспечения. Оператор дистанционной поддержки несёт ответственность только при неисполнении собственных обязанностей.

В проекте также содержатся требования к изготовителям, разработчикам, владельцам и водителям беспилотных автомобилей, а также к сервисным центрам и операторам поддержки. Документ разработан совместно с бизнесом и учитывает действующие нормы. Итоговая версия пока не направлена в правительство, уточнили в Минтрансе.

Если транспортное средство достигает установленного уровня автоматизации и эксплуатируется на дорогах общего пользования, к нему будут применяться единые правила. Сейчас также прорабатывается возможность включения в регулирование беспилотного трамвая. В министерстве ожидают, что закон позволит использовать беспилотный транспорт на постоянной основе и запустить автомобили без водителя в кабине уже в 2027 году.

Работа над проектом ведётся с 2021 года. Параллельно с 2022 года действует три экспериментальных правовых режима в 38 регионах. В их рамках беспилотники тестируются в грузовых и пассажирских перевозках. Первые грузовые автомобили вышли на трассу М11 «Нева» 14 июня 2023 года. В проекте участвуют Natcar (дочерняя компания «Камаза»), Navio, «Автодор», а также компании «Магнит», Х5 Logistics, Wildberries и другие.

С июня 2023 года по сентябрь 2025 года грузовики Natcar перевезли 670 тысяч кубометров груза и выполнили 7850 рейсов. Всего задействовано 18 автомобилей на базе «Камаз К5». Техника Navio перевезла за этот же период 130 тысяч тонн груза, количество беспилотных тягачей доведено до 45. В октябре 2024 года «Яндекс» начал доставку товаров по трассе М4 «Дон» из Москвы в Тулу. В апреле 2025 года движение беспилотников запустили на Центральной кольцевой дороге. В 2026 году планируется запуск на трассе М12 «Восток».

По данным Минэкономразвития, в экспериментах участвует 14 компаний. Пройдено более 23 миллионов километров, совершено свыше 100 тысяч поездок в такси. Директор департамента цифрового развития министерства Владимир Волошин отметил, что результаты подтверждают надёжность технологии.

Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» заявляет, что следующий шаг — принятие закона о беспилотниках, который позволит перевести перевозки в штатный режим. Экс‑министр транспорта Роман Старовойт говорил, что проект поступит в правительство до конца 2025 года. Принятие закона в 2027 году даст возможность вывести беспилотники на дороги общего пользования в 2028 году.

Юристы отмечают, что ключевой вопрос — распределение ответственности. Сложность связана с тем, что российское законодательство оперирует понятием «водитель» как физическое лицо. Для беспилотных автомобилей потребовалось создать новую правовую фигуру. Следующий этап — выработка механизма, который позволит быстро и точно определять виновных.

Эксперты считают, что проект потребует внесения изменений в большое число законов, включая нормы сертификации, защиты программного обеспечения и требования к дорожной инфраструктуре. Вопрос также осложнялся жёсткой позицией силовых ведомств, которые рассматривают беспилотники как источник потенциальной опасности.

При этом накопленный опыт эксплуатации в России и за рубежом позволил анализировать реальные примеры ДТП. Однако прямое заимствование зарубежной практики невозможно, так как, например, в США регулирование находится на уровне штатов. Россия фактически первой в мире создаёт федеральную правовую систему в этой области, подтверждает гендиректор АО «Глонасс» Алексей Райкевич.

Эксперты подчёркивают, что закон должен учитывать развитие технологий и предусматривать унифицированные правила, включая административную и уголовную ответственность. По их мнению, в России выбран оптимальный подход, при котором внедрение технологий сочетается с поэтапным созданием регулирования.

Источник: habr.com